Туристский информационный центр г.Тольятти
телефон в Тольятти: (8482) 26-45-04

В поисках волшебного дерева (с. Бахилово)

Сафари в Найроби? Или все-таки Европа? А может, на Байкал махнуть? С началом туристического сезона мысли потенциальных отпускников заняты одним вопросом: лучшее место для отдыха – это где? Увы, но большинство приходит к выводу, что в Турции или в Египте. Тут и финансы, конечно, значение имеют, и много еще разных других факторов… Обсудить все это мы и предлагаем вам в нашей совершенно летней рубрике «Крутой маршрут». Рассказы о путешествиях – штука увлекательная, поэтому рады будем обменяться впечатлениями, фотографиями, советами, любыми интересными и полезными историями о летнем отдыхе. Ну, а пока вы собираетесь с мыслями, что бы такого рассказать, хотим обратить ваше внимание на то, что в то время как мы стремимся уехать подальше от Жигулевских гор, тысячи туристов к ним, наоборот, стремятся. Самарская Лука – место для отдыха идеальное. Думаете, что все тропы здесь уже облазили, все местные легенды назубок знаете, и ничто вас тут уже не удивит? Ошибка. И вот вам наше первое путешествие – в гости к языческой богине Керемети.

В ПОИСКАХ ВОЛШЕБНОГО ДЕРЕВА

Путешествие на велосипеде, автомобиле или перекладных из Тольятти в сторону села Ширяево – дело для нас, тольяттинцев, самое простое и незатратное. Времени, ежели галопом проскакать, займет всего один день. С палаткой и заночевать можно – достопримечательных подробностей больше разглядеть успеете. Однако ведь надо знать еще, что разглядывать. Поэтому лучше воспользоваться услугами профессиональных турфирм и экскурсоводов. А то увидишь какой-нибудь покрытый мхом валун – ну, камень себе и камень. А он, оказывается, не валун никакой, а «останец» – это когда мягкие горные породы со временем разрушаются, а твердые выходят на поверхность, буквально из-под земли вырастают. Возле Ширяево такой выросший, как гриб, из-под земли камень есть, некоторые любители всего загадочного считают, что он мог быть даже когда-то языческим алтарем.

Про камень – это к тому, что со знающим человеком все-таки приятнее заниматься культурным туризмом. Поэтому в экспедицию по местам туристической славы Самарской Луки корреспондент «ВА» отправился не в одиночку, а в сопровождении руководителя городского Туристского информационного центра Елены Рождественской и научного сотрудника краеведческого музея Лидии Любославовой. Они говорили, в какую сторону смотреть, чему верить, на что не зариться. И, в общем, хорошо, что предупреждали. Потому что первым пунктом нашей программы стало волшебное дерево исполнения желаний. А с желаниями как? Бояться их надо, потому что не дай Бог, сбудутся…

МАТУШКА КЕРЕМЕТЬ

За время поездки пришлось убедиться – «волшебных деревьев» на Самарской Луке немерено. У Соснового Солонца, говорят, чудесный дуб есть, в Каменной Чаше народ активно ленточки к веткам привязывает (не смотря на явно выраженную православную традицию почитания святых источников), даже в Зольном свой чудодейственный «черный тополь» нашелся. Какое из этих деревьев волшебней? Это уж кто как почувствует. Краеведы, собирающие народные предания в окрестных селах, полагают, что все-таки те, что у села Бахилово. Именно в этих краях еще в конце позапрошлого века бытовало предание об «опасных кладах». Из него следует, что леса в центральной части Самарской Луки – глухие и опасные, как и сама Матушка Кереметь. А она клады искать не позволяет. Кто ищет – либо ногу потеряет, либо «облезет».

Кереметь – это языческая богиня, мордовская «дриада». Кстати, славянского язычества на Самарской Луке отродясь не бывало. Славянские племена здесь появились не раньше XV-XVI века. Потому и шаманили у нас другие этносы, представители которых даже после процесса насильственного крещения свои исконные обряды не забыли. Мокша (Бахилово – деревня мордовская) до середины ХХ века умудрялась сохранять свои «кереметища» – лесному божеству в Бахилово активно поклонялись вплоть до 1945 года. После войны, видать, уже не до того стало. Хотя ленточки на волшебном дереве и сегодня можно увидеть собственными глазами.

– Два священных вяза стояли когда-то в самом селе, – рассказывает Лидия Любославова, пока мы сворачиваем возле знаменитой «конной статуи петуха»: указатель на Жигулевскую птицефабрику, выполненный в виде гигантского петуха, если присмотреться, действительно стоит не на двух, а на четырех ногах. – Сейчас этих вязов уже нет, только места известны, куда поклоняться ходили. Большинство этнографов полагают, что Кереметь следует считать все-таки женским божеством, которое на определенном этапе, возможно, в связи с наступлением патриархата, поменяло пол. Местные бабки и сегодня вспоминают, что вот, мол «была я молодая, ходили к дуплистому вязу молиться». А это уж ХХ век. Приносили жертву – обычно еду, становились на колени вокруг дерева, проводили обряд…

Сотрудник института экологии, краевед и собиратель народной прозы Юрий Рощевский так рассказывал об этом обряде: «Общаться с высшими силами у вяза устраивались группами. Садились на колени лицом на восток. Женщины – отдельно от мужчин. Самое почетное место отводилось пожилой уважаемой женщине. В этот день она была главной «жрицей». На молитвы уходило полдня, после чего селяне раскладывали угощение в месте ритуального пира – «девичьем саду»: ели суп, яичницу и молочную кашу. Мясо употребляли только парное, для чего забивали жертвенного барашка. Варили пиво, именуя его почему-то «девичьим квасом». Но пир был второй частью церемонии – сначала полагалось помолиться, попросить здоровья и благополучия себе и домочадцам, урожая на полях и богатого приплода для скотины… К вечеру уходили домой, унося с собой остатки пира. Дома пили пиво, веселились и стреляли в воздух…»

ДА ПРЕБУДЕТ С НАМИ СИЛА!

За этим увлекательным разговором мы и подъехали к Бахилово. Село это появилось на Самарской Луке не позднее 1665 года. В разных источниках оно именовалось то Бахилов Буерак, то Мордовское Бахилово, то Бахиловка... Историю возникновения этой точки на карте местные жители описывают так: «Мы с городскими кашу варили. Городские потом уехали, а мы остались кашу есть». По другой версии, когда Волга была ближе, здесь останавливались бурлаки, которые переобувались в бахилы. Может, они и были теми «городскими»? Но вообще-то история с бурлаками похожа на «новодел». Село появилось раньше. Сегодня это весьма оживленный населенный пункт, который наполовину состоит из дачников-тольяттинцев, здесь полно молодежи и машин. Байкеры главной достопримечательностью Бахилово считают уникальный спуск-серпантин в Бахилову Поляну. Для путешествующих «самовывозом» сообщаем – магазины в Бахилово есть, вода в колонках.

Проезжаем сквозь Бахилово по одной из улиц мимо стога сена, покрытого внушительных размеров тентом с надписью Samsung, и сворачиваем в сторону леса, любуясь ярко-желтыми горицветами. Лес радует сочными весенними красками – все оттенки зелени, пиршество для глаз колориста. И вдруг – ни с того, ни сего посреди этого буйства зловещие сухие, с выбеленной солнцем корой вязы. Причудливые «позы», сучковатые «руки» – кажется, что вышли они прямо из чащи, да так и замерли, застигнутые врасплох солнечным светом.

– Собственно, того самого дуба, которому здесь поклонялись, уже нет, – рассказывает Любославова. – Но на его корнях вырос боярышник, так на него ленточки теперь и повязывают. А внизу разрослась крапива. Крапива, как известно, растет на мусоре – то есть люди приходят, оставляют остатки «жертвенной» еды, и вот вам результат…

На кусте боярышника и в самом деле колышутся полотняные узелки. От зрелища этого становится как-то не по себе, уж больно вид у них потрепанный, мрачноватый. Неизвестно еще, о чем просили эти люди у языческой богини. Вообще, говорят, не надо спешить просить о чем-то у Керемети (уж не тоже ли она самое, что русская Баба-Яга?). Одно даст, другое потом так заберет – волком завоешь…

Некоторые ученые считают, что обожествлялись в самаролукских селах не сами деревья, а места, на которых они росли – так называемые «места силы». Деревья же выполняли роль своеобразных «антенн» – связных между двумя мирами. Но это уже – для любителей паранормальной темы. Известно, впрочем, и это факт исторический, что коммунисты 20-х годов, разгромившие все окрестные православные храмы, языческие капища почему-то не тронули.

С проявлением богини Кереметь связывают местные жители и известные всем истории о летающих огненных шарах, которые здесь называют «эйвсь» или попросту «лятун».

– Об этом расскажет едва ли не каждый коренной бахиловец, – говорит Любославова. – «Шар большущий, светлый. А хвост длинный, синий». Некоторые считают эти шары, которые как раз из дупла священного дерева и появляются, вестниками смерти. Удивительно, но явление это для Луки настолько частое, что о нем говорят как о чем-то обыденном даже просвещенные городские туристы. Что это – неясно. Просто шаровые молнии? Все может быть…

Оставлять сомнительному и, как показалось, все же недоброму божеству свои бутерброды мы не стали – путешествие только начиналось. Тем же, кто решит отправиться вслед за нами к «матушке Керемети» в поисках волшебного дерева, советуем не забыть, что место это – территория Жигулевского заповедника. Поэтому на машине туда заезжать нельзя, идти придется пешком. И еще несколько простых советов напоследок: одеваться в такие походы лучше удобно – в спортивную одежду и обувь, желательно не забыть головные уборы – особенно, если берете с собой детей, и обязательно прихватите мешок для мусора – Кереметь Кереметью, а плодить лишнюю крапиву все-таки незачем.

 

НА ЗАКУСКУ

ШОНГАРЯМ

(МОРДОВСКАЯ ПШЕННАЯ КАША)

1 стакан пшена; 0,5-1 л молока; 50-75 г сливочного масла; 150-200 г обрезков любого отварного мяса; 1-2 крутых яйца; 1-2 луковицы.

Пшено промыть несколько раз в холодной воде, затем обдать кипятком и варить до полуготовности (10-15 мин), чтобы не разварилось в воде, после чего жидкость слить, в кашу залить молоко, в котором уварить ее до густоты. Готовую кашу заправить маслом, мелко накрошенными кусочками мяса (зайчатины, свинины, говядины – любого) или курицы, рублеными яйцами и измельченным луком и тщательно размешать. После этого добавить в кашу небольшие кусочки верхней корки от свежевыпеченного черного домашнего хлеба (для этого срезается только сухая, зазубренная часть корки, совершенно без мякоти). Если домашнего хлеба нет, то покупной для этой цели лучше не использовать – он лишь испортит вкус каши, в то время как корка домашнего хлеба придаст ей особое вкусовое своеобразие (в этом случае каша должна постоять перед подачей 5-10 мин, чтобы корка упрела).

Елена САФРОНОВА, газета "Волжский автостроитель", публикация от 24.05.2008.

Туры и экскурсии

    © 2005 — 2019

    Пишите нам на электронную почту:

    tic-tlt@inbox.ru

    Звоните:

    (8482) 26-45-04

    Наша группа Вконтакте: https://vk.com/tic_tlt

     

    Яндекс.Метрика

    • ru
    • en
    • de
    • fr
     
    Концерт группы Ленинград
     
     
     
    Календарь экскурсий
    нажмите на картинку




    
    

     

     

    ТУРЫ ПО РОССИИ

     

    Санкт-Петербург, Москва, Елабуга, Крым, Краснодарский край, Абхазия ...
     
    ________________________________
     
    Подробности по телефону:
    26-45-04